Классическая гитара
  Классическая  гитара

 

  | Главная | К школе игры на классической гитаре | Модерирование игры | Почта | translate I | translate II

 



МОДЕРИРОВАНИЕ ИГРЫ (МЕТОД ПАГАНИНИ).

Суть метода в том, чтобы носовой платок или тряпочку, просунуть между последними ладами на грифе и струнами, обернув платок, заглушить струны.

Можно учить произведения таким образом. Можно взять за правило после проучивания, чтобы не заигрывать в ушах, играть с платочком. Занятия без звука могут быть полезными и на уроке, когда несколько человек в классе играет каждый свое и, что важнее, в индивидуальных занятиях, как способ проучивания движений и создания красивого, сильного звука. Можно использовать при "разыгрывании" перед публичным выступлением (игра гамм квинтовым кругом плюс повторение программы).

Звук при игре таким способом все же не выключается полностью, остается, звуковысотность пропадает, ухо начинает работать иначе, правильнее, на многое смотришь с иной точки зрения, словом, значительная часть внимания освобождается от контроля за звуком в произведении и переключается на другие задачи.

Все что нужно в пальцевой игре выполняется. Нужно учиться прислушиваться к своей игре таким образом. Играть нужно как обычно, и так же следить за своей игрой и слушать себя, но с модератором.

Испортить звук таким образом невозможно. У каждого музыканта свой собственный звук, тот, какой он слышит внутри себя. При игре с модератором ухо требует привычного звонкого сильного звука, соответственно правая рука начинает автоматически сильнее извлекать звук, прикладывает больше усилий. После занятий с модератором на некоторое время возникает ощущение легкости. Левая рука в некоторой степени расслабляется. Слух не ограничивает свободу движения, струны становятся более податливыми под пальцами, появляется сила и ясность в звуке, больше внимания обращается на лишние призвуки от ногтей и перемещения пальцев, уходит неуверенность от "грязного звука", внимание к движениям становится лучше. Это способ с другой стороны посмотреть на выученное, выключив звук, более внимательно посмотреть на пальцы.

Происхождение названия "модератор":

На многих моделях пианино средняя педаль присутствует в качестве модератора - устройства, заглушающего звук (для занятий в неурочное время). Принцип действия таков: при нажатии педали между струнами и молоточками появляется полоса толстого войлока, сильно заглушающего звук. Таким же приспособлением в XIX - начале XX вв. снабжались и рояли. Модератор приводился в действие ручным рычажком.

Модератор - устройство для приглушения звука, вдвигающее планку с полоской мягкого войлока в пространство между струнами и молотками.

Особенность звукоизвлечения на гитаре в том, что звук создается непосредственно от удара (мякотью, как играл Таррега и многие другие, или ногтя - кости) пальца о струну, а не посредством покрытого войлоком деревянного молоточка (причем игра на гитаре в обеих руках - это контакт непосредственно пальцев и струн), поэтому допустимо засунуть платочек или тряпочку между последними ладами грифа и струнами и завернуть с обратной стороны, чтобы был над и под струнами и назвать это модератором.

А.М.Варгафтик о методе Паганини:

"Паганини четко и недувусмысленно признавал своими, настоящими, а не приписываемыми ему как слух или молва только маленькую горсточку своих музыкальных произведений. Это две тетради сонат для скрипки и гитары, две тетради квартетов с гитарой, кстати, любопытно, что Паганини гитару всегда возил с собой, у него был особый, ни на что не похожий прием обращаться с этим инструментом, он на нем играл не хуже, чем на скрипке, но никогда не выступал публично как гитарист. Он делал все это для собственного удовольствия, для ощущения гармонии - поскольку много струн, этого нет на скрипке. И, естественно, Паганини не мог не признать своими 24 каприса опус 1 для скрипки соло. Вот это он действительно написал своей рукой от первой ноты до последней. Все остальное - это копии, снятые кем-то другим с того, что люди слышали от Паганини. Не более того."

"Паганини, во всем, что касается самых рискованных моментов виртуозной скрипичной игры, был абсолютно непогрешим. Никто никогда не слышал ни одной его ошибки. И вот здесь одна вещь, которая не давала покоя и при жизни маэстро, не только прессе, не только профессионалам, но и обывателям. И до сих пор многим покоя не дает. Как так могло получиться, что никто никогда не слышал Паганини занимающимся? Он только выходил и играл. Никто не слышал, чтобы из его комнаты доносились какие-нибудь звуки. Вот чтобы решить эту задачу, вернее разгадать этот секрет, один англичанин (не спешите сразу называть его про себя сумасшедшим) предпринял совершенно удивительную шпионскую одиссею. Он почти год ездил за Паганини во всех его гастрольных поездках, сопровождал его как тень, причем старался брать в гостиницах номера в максимально возможном соседстве с маэстро. Один раз ему достался номер, отделенный от комнаты Паганини буквально одной дверью, то есть в распоряжении шпиона окалазась замочная скважина. Что он увидел? Вернее, что он ожидал увидеть. Были подозрения, что Паганини пользуется для занятий, приватных, смычком, который натерт мылом :-) чтобы никаких звуков скрипка при этом не издавала. Так делал за 100 лет до него итальянский мастер по фамилии Лолли. Но это оказалось неправдой, ни одного намыленного смычка так и не нашли. Что увидел англичанин через замочную скважину - Паганини берет в правую руку смычок, свой собственный, обыкновенный, в левую руку берет скрипку. И в течение менее чем получаса повторяет легко так, непринужденно одни и те же движения левой рукой по грифу. То есть он просто пальцами по струнам походил и таким образом позанимался. После этого спокойно положил смычок и скрипку в футляр и пошел на очередную репетицию, потом на концерт, где все получилось стопроцентно непогрешимо. Вот как занимался Николо Паганини. Увидев это и поделившись своим сенсационным наблюдением с профессором Шотке, который опубликовал первую биографию Паганини в Праге, англичанин, потрясенный, уехал домой.

И еще о секретах, которые далеко не все, даже при самом жгучем желании их увидеть, легко читаются в рукописях и партитурах самого Николо Паганини. Именно об одном, может быть главном секрете Паганини его все время пытался выспросить автор его первой прижизненной биографии - пражский университетский профессор Шотке. Ученики и сам секрет игры на скрипке, который в принципе конечно же не передается, но попытки делались. Известно, что за всю жизнь у Паганини было только двое учеников. Причем один из них вообще был виолончелистом. Скрипку никогда в руках не держал. Его фамилия была Джамбелли, он совершенно не сделал никакой карьеры, не стал никому известным музыкантом, но люди замечали гигантские изменения в качестве и профессионализме его игры на виолончели. Второй ученик Паганини - это его земляк, сын очень состоятельно генуэсского купца по имени Камилло Сивори. Ему в очень раннем возрасте Паганини показал, как он выражался "начатки гамм", после чего Сивори действительно сделал неплохую карьеру и весьма прилично, с большим успехом концертировал по все Европе, причем отмечали, что его игра очень напоминает игру учителя. Занятия эти описываются совершенно неправдоподобным образом. Причем Паганини в этом смысле никакого света на проблему не проливают. Слова-то подлинные. Занятия - это, как правило, два или три дня, это приватные, за плотно закрытыми дверьми, разговоры с учеником, после чего происходят разительные изменения, заметные всем. Люди перестают по-ученически "драть" струны, у них появляется приятный, полный, а главное, в высшей степени естественный звук и невероятная легкость, свобода творческого самовыражения на инструменте. Как это происходит, можно рассуждать бесконечно, но очень важная вещь, которую Паганини действительно говорил профессору Шотке в Праге - он обещал ему, что когда перед смертью он уйдет на покой, оставит концертную деятельность, то сядет и спокойно напишет на бумаге свою методу скрипичной игры.

Причем он предупреждал, что это совсем не будет объемистая толстая книга. Все, над чем он думал, все, чему он посвятил годы труда, в принципе, очень легко можно изложить буквально на нескольких страничках. Это слова самого Паганини. Здесь можно вспомнить докторскую диссертацию Альберта Эйнштейна - теорию относительности. Она еще короче. Но стоит именно этой краткости. К сожалению, Паганини не успел предупредить профессора Шотке, что он скоропостижно скончается в Ницце от горловой чахотки в возрасте 58 лет и все обещанное сделать не успеет. Таким образом секрет так и останется неразгаданным. Он не предупредил профессора также и о том, что тело знаменитого маэстро почти два года не смогут предать земле из-за гигантских проблем с католической церковью, что на это уйдут почти все деньги, заработанные Паганини, и еще об очень много Паганини профессора Шотке предупредить не успел. Но может оно и к лучшему."

Артем Варгафтик. (родился 2 июля 1971 ) - российский музыкальный критик и телеведущий. Окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных как виолончелист и аспирантуру Московской консерватории по кафедре истории и теории исполнительства. Играл на виолончели в нескольких оркестрах. С 1997 года - преподаватель истории виолончельного искусства в Российской Академии музыки. В 1994 - 2003 годах - музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» , с 2004 года - ведущий программы «Спорная музыка» на канале «Маяк-FM ». С 1996 года - ведущий программ, посвящённых классической музыке, на телевидении: программа «Сад культуры» на Российском телевидении, цикл передач о Рихарде Вагнере на канале ТВЦ , программы «Партитуры не горят» и «Оркестровая яма» на телеканале «Культура» ; музыкальный обозреватель программ «Положение вещей» и «Тем временем» (телеканал «Культура»). Дважды лауреат российской телевизионной премии « ТЭФИ » ( 2003 , 2004 ). В 2006 году выпустил книгу «Партитуры тоже не горят» (М.: Классика-XXI. - 336 стр., 3000 экз., ISBN 5-89817-158-4 )