НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО КОНСОНАНСАМ.
Допустим, первая струна колеблется с частотой 330 Гц (колебаний в секунду). Мы ее настроили на слух, пользуясь камертоном, другим инструментом, программой или просто памятью. Дальше остраиваем приму на другой струне - их колебания должны совпасть 1 к 1. И так с каждой последующей струной. Дальше остраиваем октавами число колебаний струн должно различаться во взятом интервале как 1 к 2 - колебания должны совпадать через одно, то есть на слух слишком частое повторение колебаний - должно быть как бы звукослияние, при большой септиме будет соотношение 15 к 8, поэтому разница огромная, если внимательно прислушаться к и достаточно чистому и громко исполненному созвучию.
После настройки октавами переходим к следующим интервалам - квинты (2 к 3), далее кварты (3 к 4), большие терции (4 к 5), малые терции (5 к 6).
Про "биения" - колебания будут совпадать через один у октавы, через два у квинты и т.д. Слышны не совпадения колебаний будут в следующем порядке по возрастанию несовпадений - прима, октава, квинта, кварта, терция большая, малая секста, малая терция, большая секста, малая септима, большая секунда, большая септима будет 15 к 8 и стремится к 16 к 8 (1 к 2), то есть к октаве, малая секунда будет 16 к 15 и как бы стремиться к целому (1 к 1), тритоны - уменьшенная квинта 64 к 45 (чистая квинта будет 2 к 3, число совпадений колебаний значительно больше, а значит звучит намного более слитнее), увеличенная кварта будет 45 к 32 (чистая 3 к 4).
Можно учитывать также обертоны. Важнейшие октава от тона и квинта через октаву от тона (для нижнего до - до следующей октавы, соль через октаву). Обертоны тоже создают "биения" но менее выраженные, вычисляются так же.
При приближении созвучия к консонансу, "биения" будут учащаться, пока не сольются на слух в один звук, слитный. Чем дальше от унисона, октавы, квинты, тем реже совпадения колебаний, Тедди права, что не слышит биения, смысл в том, что при настройке в унисон их быть не должно.
А по поводу смычковых - инструменты нетемперированные, но все же законы священных чисел 1234 в гармонии никто не отменял. Интервалы везде будут примерно одинаково звучать. Унисон верхней ми будет создавать важный обертон дуодециму си, но это квинта через октаву, и соотношение здесь будет 3 к 1, т.е. колебания на слух будут все же сливаться без "биений". С настройкой в октаву добавится обертон дуодецимы 6 к 1, колебания будут сливаться в 1 к 1, 2 к 1, 3 к 1 и 6 к 1, т.е опять же слитно на слух.
С квинтой до-соль обертон будет соль-ре, и вместе с соотношением 3 к 2, будут обертоновые дуодецимы соль к до и ре к соль 3 к 1, и появятся обертоновые созвучия ре к до 9 к 2 (диссонанс). Соотношения колебаний будут главное - 3 к 2 (совершенный консонанс), обертоновые - 1 к 2, 3 к 1 и малозаметное 9 к 2. На слух опять же звукосочетание слитное, без биений.
Гитара, можно сказать, полутемперированный инструмент, или даже нетемперированный. Т.е., по идее, для каждой новой тональности должна быть своя настройка.
|