Классическая гитара
  Классическая  гитара

 

  | Главная | К школе игры на классической гитаре | Правильные занятия | Игра с контролируемой опорой | Свободная кисть правой руки | Сравнение классической и московской школ | Настройка гитары по консонансам | Почта | translate I | translate II

 



Фиксированная и свободная кисть правой руки. Три положения запястья правой руки.

Существует две разновидности игры правой рукой:

1. Со свободным запястьем и кистью, при неизменном положении локтя. В этом случае игра ведется у резонаторного отверстия, со стороны подставки, кисть не прикрывает резонаторное отверстие, и тем более не заходит на гриф (у некоторых гитаристов замечен способ сильно вытягивать пальцы в сторону грифа при игре тирандо и поворачивать кисть сильно влево (Финкельштейн), изменяя правильное тирандо - верхний сустав играющего пальца уже находится не над играющей струной). Тембр и способ звукоизвлечения (апояндо, тирандо) меняется углом поворота кисти - в левую или правую сторону от локтя. При этом сохраняется звукоизвлечение левой частью ногтя - и при апояндо и при игре тирандо (возможно иногда при этом играть центром ногтя, как делал Сеговия, но звук становится при этом не классический и даже неприятный на слух). Становится возможным легкое чередование апояндо (поворот кисти чуть в сторону подставки) и тирандо. При игре свободной кистью существует три положения кисти - 1. среднее - запястье чуть выше верхнего сустава играющих пальцев или на одном уровне с ними, 2 - нижнее - при игре ближе к грифу, 3 - верхнее запястье - при игре ближе к подставке. Пример игры со свободной кистью - техника игры Сеговии.

2. С фиксированным запястьем и кистью. Перемещающее движение при смене 3 регистров игры (на грифе, у резонаторного отверстия, у подставки) совершает локоть, при неизменной, фиксированной кисти и неизменном запястье. Кисть в среднем положении всегда. Этот способ игры характерен для советской школы (Финкельштейн, Фраучи). Играющие только таким способом, как правило, всё играют тирандо.

Нужно использовать оба способа в игре, отдавая предпочтение первому. Нельзя использовать одновременно и свободную кисть и перемещающийся локоть - играющий таким образом лишает себя рычага.

(Казухито Ямашита, например, использует и 1 и 2 способ. Замечено также в его игре использование метода перехода из одного способа удержания инструмента в другой - первый - гитара на правом колене, на левое не ложится второй - гитара ложится на левое колено но не общепринятой постановкой, а только касаясь левой ноги, находя третью точку опоры при постоянном сохранении точек опоры - грудь, правое колено. Таким образом меняется тембр и создается необычная манера игры, на публику.