ИГРА С КОНТРОЛИРУЕМОЙ ОПОРОЙ
Существует два вида игры с опорой:
1) при игре апояндо (прием звукоизвлечения, при котором играющий палец опирается на следующую за звучащей струну);
2) опора на неиграющий в данный момент или только что сыгравший апояндо или положенный на незвучащую струну при игре тирандо большой палец (палец p) при игре указательным, средним и безымянным пальцами (пальцами i, m, a) (поступенные гаммообразные обороты и пассажи) и опора на палец i, m, или a только что сыгравший апояндо либо неиграющий в данный момент, либо на два пальца или на три( игра арпеджио, арпеджиато, аккорды).
Второй вид опоры позволяет держать правую руку в одной позиции, не допуская лишних движений, облегчает подготовку пальцев (большой палец p опирается на струну, на которой будет играть, либо на струну, ближайшую к ней). При игре большим пальцем опора на один, два или все пальцы i, m a.
Этот вид опоры обязателен при игре апояндо, и желателен при игре тирандо.
Когда вводиться понятия об игре с опорой - игре с опорой тирандо, игре апояндо, чередование тирандо и апояндо при игре с опорой - становится возможным легко играть апояндо, чередовать тирандо и апояндо, ведь между тирандо и апояндо разница в несколько миллиметров.
Опорная игра арпеджио с неприглушаемым басом. Большой палец становится на 6 струну вместе с пальцами ima -они создают паузу в арпеджио и опору для игры апояндо пальцем p. Далее палец p играет апояндо, останавливаясь на 5 струне и создавая опору для игры арпеджио на уже приготовленными опорой пальцами ima, пальцы ima по очереди играют тирандо, начальный сустав каждого пальца находится над играющей струной. Большой палец делает минимальное движение для удара по 6 струне, то есть как бы ударяет с пятой, чтобы четверти звучали легато или просто без пауз.
Результат - у каждого пальца опора. Если играть подготовленным тирандо, то оно логичнее, когда бас нужно глушить, если бас не четвертями и без пауз.
Будет два движения - 1) к играющей струне и 2) от играющей струны (извлечение звука). Но если "готовить" палец, без опоры - то есть перемещать его в тирандо сразу после звука в исходную позицию будет тоже два таких же движения. Я чаще играю апояндовые басы в арпеджио, тирандовые - где нужно глушить, тирандо большим возвращать в далекую позицию и именно не задев играющую струну сложнее, чем создать более близкую позицию и точно не глушить струну раньше времени, тем более, если звук длится до начала следующего, а не прерывается паузой. Имеется ввиду использование опоры при игре большим пальцем апояндо - при апояндо опора обязательна - можно опираться и стаккатным тирандо с возвращением пальца на струну. При игре большим пальцем, а он играет противоположно другим пальцам, и по сравнению с ними, более горизонтально (Сеговия, кстати, наклонял гитару почти под углом в 45 градусов, остальные пальцы при этом тоже немного "ложатся"), так вот, при игре большим пальцем расстояние в несколько мм не критично, это запросто делают даже дети - играют с пятой на шестую весь вопрос - играть опорно или нет, при тирандо-большой палец близко, соседняя струна с пальцем i - идеально, сустав встает, прямо над играющей струной. При апояндо - опора через струну идеальна. Развивается в игре гаммами. Разумеется, в игре, в идеале, нужно продумать все мелочи и детали, аппликатуру каждой ноты в тексте, наилучшим образом использовать опору в каждом месте, вобщем продумать все, выучить, а потом выходить и уже играть руками автоматически, давая мозгам сосредоточиться уже на другом - создании мира из звуков.
То есть, по существу вопроса - что важнее по порядку - 1. сохранять одну позицию большого пальца к играющим - тирандо близко, апояндо далеко (и левой частью ногтя все). 2. опора 3. подготовка (как частный случай опоры)
Скажем так, игра с опорой дает возможность играть опорно, и прекрасный прием апояндо и опорное тирандо. Большой палец сохраняет близкую позицию к струнам, почти касаясь их всегда, ложится на струну, играя апояндо пальцами i m, создавая им опору, Вообще, например, при игре арпеджио 6-3-2-1 струна при игре тирандо с возвращением к 6 струне создается позиция "большой палец у 6 струны, указательный играет на 3 струне" - далекая позиция, т.е. расстояние между большим и указательным большое - подходит лучше для апояндо. А нам нужно играть тирандо. Можно сыграть апояндо, оставив большой палец на 5 струне, когда будут играть пальцы i m a, это ближе и удобней для игры тирандо.
Для примера можно сыграть этюд шмель пухоля, везде апояндо большим пальцем - так хорошо учится, что такое позиция в кисти правой руки и что такое опора. Либо играть тирандо и готовить играющий палец к взятию следующей ноте заранее - возвращать не в исходную позицию, а к следующей играющей струне. Этот этюд - на смену позиции большого пальца с играющими i m в одной позиции. Т.е. именно развивает вот это ощущение - близкий/далекий большой палец. Чем ближе большой палец к указательному, тем играть тирандо удобнее.
Большой палец всегда лучше держать максимально близко к струнам, иначе теряется точка опоры для играющих пальцев.
Причем замечу, что даже начинающие гитаристы, ничего не зная об опоре, играют то с ней, то без нее, но пальцы видно что ищут.
С самых первых уроков нужно учить играть с опорой.
Если постоянно переходить от опорной к безопорной игре, по факту, происходит смена позиции руки. В этих местах будет скорее всего руке неудобно и вероятность ошибиться сильно повышается. Апояндо без опоры - это вообще не апояндо.
Вообще я заметил музыкантов запутали обилием правилов и терминов, зачастую действительно очень запутывающих и уводящих в никуда.
Предлагаю апояндо называть апояндо, как я всегда и делаю, игру с опорой - игрой с опорой. Подготовку пальца к следующему удару считать желательной, но не обязательной, то есть опора предпочтительнее - создаются возможности для смены апояндо и тирандо, а тирандо становится опорным. Не путать подготовку с возвращением пальцев в исходную позицию после удара (или, если угодно, щипка) тирандо.
Задачи.
Сыграть гамму до мажор тирандо пальцами i, m с с большим пальцем p, находящимся все время на соседней струне с пальцем i (следить за ровным запятьем, регулировать с помощью локтя)
Сыграть гамму до мажор апояндо пальцами i, m с большим пальцем p, находящимся все время на расстоянии через струну от пальца i. (следить за ровным запятьем, регулировать с помощью локтя)
Проанализировать ноты произведения, где можно оставить большой палец для апояндо (на 2-3 струны ниже), пометить в нотах места, где
можно сыграть апояндо и сыграть с постоянной контролируемой опрой, чередуя тирандо и апояндо.
Обратить внимание на важность дистанции между большим и указательным пальцем (при тирандо пальцы p и i близко при апояндо дальше).
Проконтролировать постоянную опору при игре. Играть все время левой стороной ногтя.
Изучить опорную игру в 3 регистрах - с низким запястьем (игра piano) у грифа, с нормальным (у резонаторного отверстия) mf, у подставки (f b ff) все три способа левой стороной ногтя. Регулировать регистры только запястьем. Изучить смену регистров при игре одного аккорда арпеджио, с верхней нотой апояндо.
Проанализировать видеозапись игры Сеговии.
Упражнения Руднева на опору:
|