Классическая гитара
  Классическая  гитара

 

  | Главная | К школе игры на классической гитаре | Правильные занятия | Игра с контролируемой опорой | Свободная кисть правой руки | Сравнение классической и московской школ | Настройка гитары по консонансам | Почта | translate I | translate II

 

Правильные занятия. Теория циклов.

Интересная идея, еще не освещавшаяся в должной мере, на мой взгляд.

Тому, кто интересуется данной темой - сколько нужно заниматься часов, как делать перерыв в занятиях. Почему после длительного перерыва в занятиях возникает феномен инерционного прогресса в развитии пальцевой игры. Как заниматься не нужно и почему. Что такое циклические занятия, как строить цикл занятий, и до какого предела и скорости нужно играть упражнения на развитие беглости и техничности в исполнении.

Суть темы такова - игра на гитаре, как физиологический процесс подчиняется своим законам. Но как же все-таки заниматься? Час в неделю достаточно или 6-8 часов в день? До какой степени можно так сказать кипятить нейгаузовский чайник, сидя за инструментом? Когда необходимо сделать перерыв, чтобы добиться лучшего результата, ведь отдых и расслабление необходимы. Как подготовиться к публичному выступлению в возможно хорошей форме?

Эмилио Пухоль по этому поводу, в своей школе, ограничился ответом следующего содержания:

"Если бы мне необходимо было дать совет начинающему, я бы посоветовал ему в первую очередь научиться заниматься, так как именно правильные занятия являются секретом хорошей техники. Качество занятий значительно важнее их количества. Ученик не должен работать как автомат, следя лишь за часами. Во время занятий необходимо постоянное и неослабное внимание. Учащийся всегда должен слышать свою игру, замечать ошибки и тут же их исправлять. Важно не время, которое тратят на учебу, а энергия, с которой занимаются. Три часа небрежной и поверхностной работы не стоят одного часа занятий внимательных, добросовестных, осмысленных.

В чем необходимость регулярных занятий? Если не заниматься неколько дней, то трудно будет приступить к занятиям, в пальцах будет ощущаться тяжесть и неповоротливость, уменьшиться выносливость и терпение. Если же работать ежедневно, то вхождение в форму происходит более легко и быстро, мышцы будут более послушны и выносливы"

Но, этого явно недостаточно для того, чтобы понять и объяснить ученику, как именно, и почему именно так, нужно заниматься и развивать пальцы.

И появляются вот такие вопросы у учеников (форум http://www.guitarforum.ru - Национальной Академии Гитары):

"...несколько месяцев болит левая рука в области запястья на внутренней стороне ближе к большому пальцу. когда перенапрягаю появляетря режущая боль ( при отклонении кисти назад). Играть могу, но как-то не по себе. Думаю надежащей техники и скорости с таким не развить (пожоже на артрит или потянутое сухожилие) "

"Сам недавно избавился от проблемы с правой рукой. Сразу говорю - не советую идти на поводу у врачей (если к ним обратитесь) и делать физиотерапию. Результаты будут скорее всего плачевными. Можно и до больших проблем догреть (у меня так чуть не получилось, спохватился вовремя)"

"Во время игры стал чувствовать небольшое напряжение в руках. Хотя все делаю точно по лекциям (я их уже не три, а 33 раза прочитал). Все делаю правильно, а руки устают. А правая еще почему -то мерзнет. Что же мне делать."

"Недавно сделал для себя важное открытие. Когда играю сложную (незнакомую) вещь в течение длительного времени, кончики пальцев левой руки (да и правой тоже - но это не так важно) начинают потеть. Пальцы начинают "приклеиваться" к струнам, мозоли на подушечках размягчаются. Поиграв такими пальцами 10-15 минут, передавливаешь себе нервные окончания и пальцы приходят в негодность. Кончики пальцев после такой игры болят как минимум сутки. Кроме того большой палец также начинает "клеиться" к грифу гитары и перестаёт скользить. В результате, чтобы сменить позицию левой руки, приходиться отрывать большой палец от грифа, что очень неблагоприятно сказывается на координации остальных пальцев. Левая рука начинает совершать ненужные (лишние) движения в плоскости, перпендикулярной грифу. Сама гитара начинает раскачиваться из стороны в сторону, теряется контроль над грифом. "

Ответы на эти вопросы - необходим отдых, не перенапрягайся, в целом правильны. А можно ли не доводить себя до таких состояний? Мозоли на пальцах левой руки появляются во время исполнения упражнения или после?

Занятия на музыкальном инструменте оказывают воздействие на внутреннюю среду мышц пальцев, рук и организма в целом, смещая многие показатели от уровня, характерного для состояния покоя, к уровню, соответствующему состоянию деятельности. Степень этих изменений зависит от характера и интенсивности нагрузки и индивидуальной реакции на неё ученика, отражающей уровень игры. Сразу после прекращения занятий в организме начинаются процессы, которые стремятся восстановить исходное состояние. В ходе этих процессов закрепляются изменения, позволяющие в дальнейшем минимизировать возмущение внутренней среды при аналогичных нагрузках.

Занятия на музыкальном инструменте, с этой точки зрения, можно рассматривать как процесс направленного приспособления организма (адаптации) к воздействию нагрузок.

Эффект от занятий есть и отсроченный. Этот процесс продолжается и два дня и месяц, а может и вовсе прекратиться и не наступать. Нужно ли насиловать пальцы до их полного неповиновения, чтобы развить их? Как вообще движения становятся подконтрольными? Что происходит во время перерыва между занятиями с руками исполнителя?

Понимание о разнице в интенсивности нагрузки - физиологической и психологической ведет напрямую через теорию стресса к занятиям циклическим и разным по степени интенсивности. Грубо говоря, нельзя долгое время заниматься на пределе, нужно чередовать нагрузки.

Есть чтение с листа и игра наизусть - 2 разных метода подготовки репертуара, есть работа над техникой, есть слушание музыки, есть изучение теории, есть работа с текстом - переложения, сочинения, как создание нового репертуара.

Чрезмерная работа над техникой приводит только к отрицательным результам.

Интуитивно гитаристы приходят к двум более-менее правильным приемам в работе над техникой и в частности развитием именно лучшей беглости, силы, подчинения -

1) Заниматься редко, но метко, раз в неделю, месяц, на пределе интенсивности или с повышенной интенсивностью - если перерыв между занятиями достаточно большой, не меньше одного-двух дней (через день) но не больше 3-4 недель, силы и желание заниматься позволяют работать таким методом. Нельзя так работать каждый день, исключения бывают, но они скорее подтверждают общее правило, у каждого свои руки.

2) Заниматься то одним, то другим, чередуя интенсивность. И работа над техникой на пределе здесь только с подготовкой в несколько недель, желательно постепенно прибавляя нагрузку, и самые тяжелые занятия лишь в конце цикла (у студентов подготовка к техническому зачету, к примеру, или разучивание виртуозного произведения).

1 способ назовем "работа до отказа" - термин скорее из физиологии. 2 способ назовем "циклический". Упомяну, что и циклы могут быть разными - от 2-3 недель до года и даже 2-3 лет, здесь все индивидуально, причем циклы можно применять к разным областям работы с инструментом, накладывать друг на друга, при одном условии - нужно учитывать общую нагрузку.

Метод Рикардо Изнаолы :

"Первая концепция - циклическое повторение. Каждый комплекс упражнений, который должен быть проигран на ежедневных занятиях и состоит из трех циклов, разделенных периодами отдыха по пять-десять минут. Каждый цикл охватывает одни и те же технические навыки, но при повторе упражнения будут отличны, поскольку каждый цикл основан на предыдущем.

Вторая идея - чередовать технические приемы: тренируем одни приемы, в то время как от других приемов отдыхаем и восстанавливаемся.

Согласно нашему плану, неделя будет разделена на две трехдневных группы следующим образом:

a) Дни 1, 3 и 5 (понедельник, в среду и в пятницу)

b) Дни 2, 4 и 6 (вторник, в четверг и в субботу)

В дни 1, 3 и 5 студент будет работать со следующими приемами:

Техника правой руки

Двойные ноты

Гаммы

Легато

Натуральные флажолеты (начинаются на уровне VI)

А в дни 2, 4 и 6, студент будет работать над:

Техника правой руки

Гаммы

Растяжка - Сокращение

Смена позиции

Искусственные флажолеты (начинаются на уровне VI)

Как может быть замечено, Техника правой руки и Гаммы тренируются каждый день. Другие технические приемы меняются. Один день в неделю должен быть отведен для отдыха."

Все же у Изнаолы лишь присутствует идея восстановления и перенесения опыта спорта, физиологии и вообще науки. И еще можно уловить мысль - как же все-таки у других-то пальцы так быстро, красиво сильно и ловко могут бегать? Может они тренируются, как спортсмены?

Я хочу обратить внимание на понятие интенсивности занятий, создав шкалу состояний - от полного расслабления и отдыха до предельно напряженной работы. Ввести понятие цикличности в занятиях и понятие отказа пальцев играть правильно. Вовсе не обязательно использовать именно отказ, это лишь один из способов и вовсе не обязательный. Предлагаю циклировать нагрузку по интенсивности занятий.

Как происходит работа над этюдом - сперва нужно определить штрихи, приемы, и детально продумать как играть, работа с текстом - аппликатура не только левой, но, что очень важно и часто упускается, правой руки вплоть до каждого пальца. Далее идет процесс разучивания - в предельно медленном темпе, контролируя каждое движение. дальше начинается уже тренировка. Состояние отказа пальцев - когда пальцы не подчиняются уже совсем. проще объяснить на игре гаммы до мажор - с постепенным нарастанием темпа от адажио до престо - играть бесконечно вы не сможете, в какой-то момент контроль начнет падать, когда пальцы станут ватными - это и есть отказ пальцев. можно начать с такого хроматического упражнения -

Поставить указательный - 1 палец левой руки на 5 лад 5 струны, 2 палец – на 6 лад, 3 палец – на 7, 4 (мизинец) – на 8. Попросить приподнять пальцы левой руки над струнами и, опуская каждый палец по очереди, играя пальцами i,m правой руки, исполнять упражнение в таком порядке (номера 1, 2, 3, 4 – пальцы левой руки): 1234123412341234… и так до полного «отказа» пальцев в левой руке, без перерывов и пауз.

Затем отдохнуть 5 минут и порядок изменить, к примеру, на 3421. Набор из 5 таких упражнений (допустим 1234, 3214, 4123, 3241, 2314) в одном повторении каждого, и достижении предельной интенсивности в каждом повторении – чувства полного «отказа» пальцев «слушаться» - достаточно выполнять раз в неделю для достижения значительного эффекта в развитии беглости левой руки.

Так закрепляются навыки и растет результат. Добавлю, что 1) обязательно проигрывание упражнения, этюда, произведения в медленном темпе до и после тренировки пальцев. 2)интенсивнее играть правой рукой значит играть быстро и громко.

Можно привести в пример работу над расгеадо - она может начинаться без инструмента - сперва один тройное ami потом eami, без инструмента, По бедру правой ноги или по столу - 4 четких ровных удара. сперва медленно потом быстрее. Здесь отказ наступает очень быстро сперва даже в очень медленном темпе. медленные и сверхмедленные темпы - это низкая интенсивность и начала циклов и разминка.

Навык расгеадо. По понедельникам, средам и пятницам "расгеировать" - как можно меньше напрягая руку, ударять поочередно ногтями правой руки, как в расгеадо в порядке eamieamieamieami и т.д. без остановок по любому предмету, кроме гитары - например, по столу, сидя за компьютером - ударять как можно резче и сильнее, до тех пор, пока в состоянии предельно четко, ритмично ровно, сильно, резко и громко выполнять упражнение. Обратить внимание на действия большого пальца, ровные удары всех пальцев, рука должна быть в одном положении, движении только пальцами. Проконтролировать напряжение в руке - только пальцы! , выполнить не менее 10 раз в день, с перерывом не менее 5 мин, постепенно повышая темп (можно использовать метроном) и так 2 -3 недели.

Смысл в перерыве между занятиями 1+1+2 дня - двигательные навыки закрепляются и развиваются во время отдыха, а не во время выполнения упражнения.

Суть циклической методики заключается в следующем:

Из всего спектра существующих упражнений выбирается 6-7 базовых, направленных на развитие всех основных функций пальцев, далее все эти упражнения выполняются три раза в неделю. Весь процесс разбивается на двухнедельные микроциклы (6 занятий). В начале каждого микроцикла музыкант работает заведомо легко, разбирается с упражнениями, учит наизусть – это должны быть не слишком сложные упражнения, к примеру обычные гаммы, но при максимально громком, качественном звуке. Темп увеличивается от занятия к занятию на 5-10%, таким образом, что работа до "отказа" пальцев проводится лишь в последнее занятие микроцикла, соответственно, за пиком нагрузки в конце одного микроцикла, следует работа с относительно низкой интенсивностью в начале следующего. Таким образом, пальцы получают возможность восстанавливаться в течение почти двух недель вплоть до новой ударной нагрузки в конце нового микроцикла. Ясно, что в отличие от редких, но максимально интенсивных занятий (по примеру упражнений 1234-4321), при такой частоте занятий пальцы адаптируются к работе значительно быстрее, поэтому от микроцикла к микроциклу воздействие ударных должно уменьшаться, но эта проблема в решается постоянным повышением средней интенсивности микроциклов. Так, в первом микроцикле выполняется, к примеру, 15 повторений в упражнении (гамме), во втором 10, в третьем 5, а в четвертом завершающем микроцикле главным фактором является полный «отказ» пальцев слушаться, характерное «заплетание» пальцев, до абсолютного их неподчинения – при сохранении качественного, громкого звука.

По завершении последнего цикла пальцы уже достаточно адаптированы к нагрузке, и дальнейшие занятия в таком состоянии будут. По этой причине перед началом нового макроцикла вводится отдых, длительностью около недели (я не исключаю возможность и более длительного отдыха). За это время происходит деадаптация энергетики мышц. После периода отдыха занятия возобновляются по прежней схеме, начиная с микроцикла на 15 повторений.

Такая методика весьма удачно сочетает в себе возможность полноценного восстановления для повышения работоспособности, и, в то же время, позволяет бороться с чрезмерной адаптацией и снижением восприимчивости к нагрузке.

Есть базовая работа - когда решается несколько задач для обеих рук одновременно или в одном упражнении, есть изолированная работа - если цель - правая рука и работает она одинаково весь этюд, то достаточно первый такт выучить иногда.

Полный отдых - в случае уже критическом, переигранности пальцев - к примеру, может начать дергаться палец правой руки сам по себе - такое встречается, тут только полный отдых и никакой интенсивной нагрузки - год, два, пока не пройдет. и потом только постепенный долгий восстановительный цикл. Перерывы до месяца вовсе не вызывают деградацию. Иногда они необходимы и часто бывают и у студентов и у признанных мастеров. Речь не о чтении с листа - это совсем другая работа - здесь думаешь в основном о тексте. можно поставить руки ученику правильно и развить беглость не обучая нотам вовсе. Самое трудное - играть все же быстро и громко. предельно быстро и предельно громко. Об этом говорил еще все тот же Нейгауз.

Мы говорим о развитии физических навыков, координации, о понимании, что все это подчиняется своей природе.

Можно рассматривать развитие навыков как следствие реакции на упражнение, именно вся совокупность действий и что происходит после прекращения нагрузки. Грубо говоря, упражнением задаем задачу и заставляем ЦНС и мозги ее решать, варьируя силу нагрузки, после этого происходит адаптация на случай повторной подобной нагрузки.

Возьмем, к примеру, этюды Тарреги для начинающих. Все пальцы уже продуманы и проставлены, т.е задача выучить наизусть последовательность пальцев левой и правой руки во взаимодействии (подразумевается что о посадке постановке туше артикуляции и т.д. уже есть понятие).

Думаю, что я сперва разобрал бы первый такт, или, если этюд с привычными, отработаными ранее правилами, то фразу (если гамма - то по октавам, квинтам или до смены позиции и т.д.), играл бы его медленно, привыкая к движениям и запоминая правила данного этюда. правила могут быть разные - чередуй пальцы im в правой руке всегда, допустим есть пара исключений, с пальцем a - их запоминаешь. Или такое правило - мелодия всегда a пальцем, лучше играть всегда как можно левой стороной ногтя пальца a. Или правило - вот в этих местах оставить большой палец на 3 струны ниже указательного и выделить мелодию апояндо, одновременно выгнув кисть немного вправо для удара левой частью ногтя и ближе к подставке. то же и в левой руке.

И вот потом бы я его начал играть в разных темпах и динамике. Затем проработал бы соеденение того, что выучил, потом соединения соединений.

Что касается циклирования. Понедельник я выучил сколько смог, но хотя бы 1-2 строчки как можно хорошо и прогнал в контрольных проигрываниях возможно быстром темпе раз 5-10, допуская потерю контроля в конце до состояния легкого утомления пальцев. Занятие - около часа, это только этюд. Перерыв между контрольными упражнениями - 5 минут, между ними игра и разучивание этюда, но не на выносливость. Второй и третий день я учу по две строчки обязательно допуская возможный перерыв в один день после второго дня. Цель - прогнать к четвергу 6 строчек текста но утомляя пальцы каждый раз немного больше. Нагрузка растет? растет. Время нагрузки растет? тоже растет. Я повышаю интенсивность занятий. Пятница и суббота закрепляю материал играю по нотам и наизусть, учу не меньше одной строчки в день, бывают и исключения, конечно, в воскресенье конрольные проигрывания, с разминкой в медленном темпе можно и по нотам. Пробую довести пальцы до неповиновения в выученном куске. Очень внимательно контролирую этот процесс, замечая, где я прежде всего начинаю ошибаться. за неделю страницу я выучил точно. Следующая неделя - понедельник - 2 раза упражнение "играю сколько смогу", вторник отдыхаю, среда - 4 раза сколько смогу, пятница - 6 раз сколько смогу, и воскресеньем - марафон - 8-10 раз сколько смогу, зависит от исполняемого, попробуй сыграй 3 часть собора или абеджас или альгамбру или шмеля 10 раз до отказа пальцев.

Потом обязательный 2 недельный отдых от подобной работы.

При верной технике исполнения, работа до отказа не сделает никого инвалидом, более того некоторые ошибки это может даже исправить. Это нормальный способ игры, время от времени используемый. это контролируемый процесс, осознанный. переигранность, которая подразумевалась, возникает от работы в постоянном перенапряжении.

Давайте определимся, что у нас получилось. Вводится понятие интенсивности занятий, создав шкалу состояний - от полного расслабления и отдыха до предельно напряженной работы. Далее вводится понятие цикличности в занятиях и понятие отказа пальцев играть правильно.

Согласен, что у любителя бывает, что и нет, а у профессионала возникают периоды, связанные с подготовкой к публичному выступлению, к примеру. И есть люди, которые приходят к похожему. Но тем не менее некоторые вещи лучше знать наверняка.

Не стоит ставить во главу угла подобное, творчество прежде всего конечно. Это всего лишь способ, цели бывают разные.

К примеру, вводится понятие и объясняется игра " с постоянной опорой".

Понятие игра" с опорой" - игра с пальцем, лежащим на струне, не участвующем в звукоизвлечении в данный момент. и объясняется игра с опорой большим пальцем. Большой палец лежит почти всегда на струне и поднимается в воздух только, чтобы опуститься на другую струну, подготавливая взятие следующей в тексте ноты, играющейся большим пальцем. Причем перемещение максимально экономное по движению. Это всего одно движение, самое необходимое, перемещение => прикосновение мякотью большого пальца к следующей струне, на которой будет извлекаться нота.

1) этюд "Шмель" Пухоля. Конецертный вариант или упражнение из школы. Сперва проучивается отдельно большим пальцем. Палец p играет апояндо ноту g а 6 струне, потом перемещается на 4, далее играется апояндо 4 открытая и сразу перемещается на 5 и т.д. Время перемещения - перед взятием следующего звука на 5, 6 струне и сразу после звукоизвлечение на 4 струне. Большой палец почти все время должен лежать на струнах, рука не висит в воздухе, а играет с опорой.

Дальше - разучивание в медленном темпе с постоянной опорой большим пальцем, громко, играя левой частью ногтя в i, m, a без треска в апояндо ногтем большого пальца, и следя за постоянной опорой в нем, держа пальцы правой руки близко друг другу. руки двигают только пальцами, локоть и предплечье в обеих руках экономно используется как рычаг, с прямой и комфортной кистью, без перегибов в запястье.

Введем шкалу контроля над правильным исполнением упражнения/этюда/пьесы.

Пусть описанный уровень и требования к исполнению этюда Пухоля будут равны 75%.

В предложенном упражнении на игру апояндо и одновременное использование опоры большого пальца:

о% - это отсутствие контроля над руками, когда даже одним пальцем сыграть не получается.

75% - "Палец p играет апояндо ноту g а 6 струне, потом перемещается на 4, далее играется апояндо 4 открытая и сразу перемещается на 5 и т.д. Время перемещения - перед взятием следующего звука на 5, 6 струне и сразу после звукоизвлечение на 4 струне. Большой палец почти все время должен лежать на струнах, рука не висит в воздухе, а играет с опорой. Громко, играя левой частью ногтя в i, m, a без треска в апояндо ногтем большого пальца, и следя за постоянной опорой в нем, держа пальцы правой руки близко друг другу. руки двигают только пальцами, локоть и предплечье в обеих руках экономно используется как рычаг, с прямой и комфортной кистью, без перегибов в запястье."

Еще можно добавить о подготовке, возвращении пальцев в исходное положение ну и т.д. Но тут у всех индивидуально, у кого-то что-то само получается, с кем-то нужно, чтобы кто-то сидел и постоянно поправлял, хотя бы первое время.

Допустим, вначале выполнения, все движения примерно такие, Когда начинает теряться контроль, а он начинает теряться с повышением времени игры (путем добавления все новых тактов и игры выученного по кругу, без остановки), движения постепенно теряют управляемость. У кого-то быстрее левая рука устает, у кого-то правая. У кого-то один темп вырубает мозги, кто-то довольно долго может себя тренировать. Нужно обратить внимание что первым выходит из-под контроля и почему. Вот когда что-то одно теряется, это, допустим, потеря нескольких процентов. И по значимости потери можно разделить, например, палец m начинает играть заметно тише пальца i , а потом вовсе начинает отказываться играть , одновременно появляется напряжение в большом пальце, и все разваливается. Все это условно, разумеется.

100% идеала не бывает и здесь, думаю, тоже. Хотя чисто теоретически можно предположить о существовании такой игры, но это, наверное, ни к чему.

Проведение мелодии большим пальцем, сразу с первого такта - ff у подставки и pp у грифа, проученные переходы динамики в этюде - pp=>p=>mp=>mf=>f=>ff, subito в тексте возьмем уже за допольнительные 10%.

Вообще в работе над музыкальным произведением можно выделить три главные составляющие:

1) Звук

2) Ритм и метр

3) так называемый Художественный образ.

Когда движения выучены, наизусть первый такт - играется до "отказа", доходя до максимального темпа через accel или через постепенное нарастание темпа, без потери конроля над действиями, ff.

Работа с "отказом" или с максимальным усилием проводится не чаще 2-3 раз в неделю, цикл может быть 1 неделя - работа, 1 неделя отдых, или 2 недели работа неделя отдых от подобной работы, вместе с тем работая над другим в игре на инструменте.

С каждым выученным тактом сумма действий растет. Правила учатся и осваиваются верно, навык формируется, закрепляется, развивается.

Весь этюд учится принципом членения, от малого к большому.

При игре следить за проведением мелодии большим пальцем, отработать сразу с первого такта - ff у подставки и pp у грифа, проставить и проучить переходы динамики в этюде - pp=>p=>mp=>mf=>f=>ff, проработать subito в тексте.

2) гаммы по квинтовому кругу. от до мажора до до мажора по Сеговии, через параллельные миноры. Играется пальцами i, m с пальцем p, всегда лежащим на соседеней струне и следующим за перемещением пальцев i, m. следить за тем чтобы большой палец перемещался вслед за первым и не оставался на 2 или 3 струны ниже, меняя позиции правой руки, оставляя суставы пальцев i, m не над извлекаемой струной, затрудняя тирандо. отработать минимальное движение локтя назад при перемещении позиции правой руки, оставляя запястье в примерно одном положении, не выгибая и используя лишь как рычаг (держатель иголки в граммофоне?) Запястье правой руки чуть выше основания пальцев, левая рука двигает только пальцами с прямым запястьем, без углов, контролируется перемещение локтя при смене позиций в левой руке и исключаются лишние движения.

3) игра гаммы апояндо. правая рука разворачивается чуть вправо для игры как можно левой частью ногтя, большой палец лежит всегда через струну от пальца i, пальцы не прямые. Следить за запястьем, локтем конролировать. естественно, сперва лучше на открытых струнах.

В качестве примера приводится видео игры Сеговии, Каненгайзера можно (Моцарт). Внимание обращается на способ смены регистра при игре право рукой - ponticello и tasto - путем изменения положения кисти запястьем, при минимальном или неподвижном локте, что даёт возможность играть тембрами даже при взятии одного аккорда - как пример - начиная играть sul tasto и заканчивая аккорд sul ponticello пальцем a апояндо, разворачивая руку запястьем, выделяя верхушку аккорда. Обратить внимание на возможность артикулирования большим пальцем при игре с опорой на него и и на апояндо большим пальцем в двойных нотах и аккордах.

Подразумевается, что занятия идут распланированно - или каждый день или через день, или хотя бы 1-2 раза в неделю с преподавателем или без. Через принцип напрягся - отдохни. это как частный случай и прием. В одном занятии перерыв между повторениями 5-10 минут - этого достаточно, чтобы руки отдохнули, не нужно издеваться над пальцами. Всему есть мера, для того и недельный отдых. Нельзя заниматься подобным постоянно. Циклы можно построить по-разному, в самом занятии сочетается на самом деле несколько циклов распланированных упражнений и работы с текстом. Главное - быть в пике формы в конце цикла. И потом, есть игра наизусть, есть зубрежка, есть чтение с листа, я здесь не пытаюсь охватить все сразу.

Не нужно путать работу до отказа с правильной техникой с просто достижением напряжения в руке. Напряжение бывает полезное и вредное. Мы хотим управлять и тем, и другим.

Можно в цикле доходить до 100%, 90%, 80% отказа в его пике, т.е. в последних неделях цикла, когда все выучено и играется только наизусть, если мы говорим о этюде или виртуозном произведении. главное, чтобы интенсивность нагрузки повышалась плавно и контролировалась сознательно.

100% работа до отказа без построения цикла , на мой взгляд, допустима, лишь не чаще 1 раза в 4-7 дней, с отдыхом в 1-2 недели при прекращении прогресса. Это связано с особенностями физиологии и восстановления организма до состояния гомеостаза, которое вы нарушили, устроив сильный стресс для пальцев, ЦНС, мозга, сознательно доведя себя до границы контроля над руками. В период восстановления происходит компенсация и сверхкомпенсация, на случай повторения подобного стресса. Это очень серьезно и только для профессионала или под наблюдением профессионала.

100% работа до отказа - это контролируемое состояние потери контроля над тем, что в данный момент делаешь. Боль ни в коем случае не должна возникать.

Но лишь до потери контроля за пальцами. Я выразил его в процентах. Можно работать и отдельно руками, если с контролем сразу над двумя пока проблемы.

Давайте возьмем такую шкалу. Шкалу идеальности движений в выполнении упражнения. Допустим она 75% в среднем для обеих рук вместе. Вы играете быстро и громко до тех пор, пока она не приходит к 50% или 40%. Меньше вряд ли имеет смысл. Просто больше времени играешь на максимуме по шкале идеальности движений, одновременно повышая интенсивность занятий, сознательно доводя себя понемногу все больше по шкале интенсивности, используя метод осознанной допутимой потери контроля над своими руками. Потеря контроля - это нормально. Если выбрал работу до полного отказа - а он у многих, я думаю, наступает довольно быстро - лишь чуть продолжить от начала потери контроля и все, уже хуже и хуже - и останавливаешься, так как уже смысла дальше нет, движения стали не те, которые требовались.

Предпочтительнее метод распланирования циклирования занятий с переменным отдыхом и разными по интенсивности занятиями, а не постоянная работа до полного отказа с постоянным большим отдыхом между занятиями и упражнениями.