Классическая гитара
  Классическая  гитара

 

  | Главная | Агуадо | Каркасси | Сор | Бах | Мифы | Почта | translate I | translate II

 



Дионисио Агуадо-и-Гарсия (исп. Dionisio Aguado y Garcia; 8 апреля 1784, Мадрид — 29 декабря 1849, там же) — испанский классический гитарист, педагог и композитор, один из основоположников (наряду с Фернандо Сором) испанской школы исполнительства на этом инструменте.

Воспитывался в училище при церкви, где обучался игре на гитаре у падре Базилио и Мигеля Гарсии. К началу XIX века относятся первые его сочинения для гитары, которые он стал записывать с помощью обыкновенной нотации (в скрипичном ключе), а не табулатур, как это было принято до того. В 1803 году он получает в наследство небольшое имение недалеко от Аранхуэса, куда переселяется со своей матерью и живёт долгое время, целиком посвящая себя занятиям музыкой, он поселился в городе Фуэнлабрада, где занимался преподавательской деятельностью до 1824. В 1820 году в Мадриде выходит его "Сборник этюдов для гитары", в 1825 этот сборник уже в переработанном виде был издан опять в Мадриде, как "Школа игры на гитаре", предназначенная для инструмента с шестью одинарными струнами. Школа Агуадо была значительным событием в гитарной педагогике того времени. Многое в ней сохранило ценность и до наших дней.Дионисио Агуадо, добился успеха не так быстро - до 1824 года его имя не привлекает большого внимания. Вскоре после смерти матери (1824) Агуадо перебрался в Париж, где быстро завоевал репутацию первоклассного исполнителя и преподавателя, и где вышла в печать французская версия его «Школы игры на гитаре» (Methode complete pour la guitare). Его "Школа для гитары", переведённая на французский язык, издаётся в Париже в 1827 году. Однако в 1838 году Агуадо возвращается в Испанию и поселившись в Мадриде, он до конца своей жизни продолжает заниматься педагогической деятельностью. Шумный Мадрид не заметил, что 20 сентября 1849 года этого замечательного гитариста не стало.Последние десять лет жизни композитор провёл в Испании, где продолжал преподавать и редактировать обновлённую версию «Школы» (Nuevo metodo para guitarra).

Он был дружен с Россини, знакомится с Беллини, Паганини и многими известными артистами своего времени. В течение более десяти лет до своего отъезда из Парижа (1838) Агуадо связывал творческий союз с Фернандо Сором. Вскоре приобретает славу блестящего виртуоза и начинает, так же как и Сор, концертировать в Европе. Они много раз выступали в дуэте, а Сор посвятил своему младшему коллеге дуэт «Два друга», ор. 41. Несмотря на дружбу, музыканты придерживались разных взглядов на технику исполнения на гитаре: Сор предпочитал играть подушечками пальцев правой руки для более мягкого и полного звучания, Агуадо же рекомендовал использовать технику игры ногтями (он считается первым гитаристом, предложившим эту идею), достигая более яркого и сильного звука.

Агуадо считается изобретателем ногтевого способа игры, подставки для крепления струн, конструкция которой сохранилась до наших дней, а также "треноги" для усиления звучания гитары.

Композиторское наследие Агуадо невелико по объёму, но глубоко и содержательно. Полного каталога его сочинений не существует, известен ряд его этюдов, рондо, танцев, фантазий и других произведений. Его «Школа игры на гитаре» была весьма популярна в XIX веке и неоднократно переиздавалась на разных языках.

Как отмечали современники - виртуозные успехи Агуадо были исключительными, но его вклад как композитора не представляет большого интереса, привлекают лишь инструментальные пьесы типа этюдов. И всё же главный труд его жизни - его "Школа" - это новый взгляд на гитару как на инструмент ещё полностью не раскрытых тембровых богатств. А именно в богатстве тембровой палитры гитары и видел Агуадо её подлинную природу. Для раскрытия этой природы нужно было расширить границы гитарного звука. С этим и связаны нововведения Агуадо в области звукоизвлечения. Речь идёт, прежде всего, о так называемом ногтевом способе звукоизвлечения. С помощью этого приёма звучание выигрывало в силе, блеске, приобретало неповторимую окраску. (Один из источников утверждает, что используемая в современных инструментах конструкция подставки, на которой устанавливается нижний порожек гитары, со способом крепления струн, что применяется ныне, изобретена в 1824 году именно Агуадо, такая конструкция заменила все виды подставок, существовавших прежде. Но, может быть, здесь произошла путаница, - Агуадо применял совершенно другую подставку, явившуюся плодом его экспериментов связанных с поисками рациональной постановки инструмента, и на этот счёт у его друга, Фернандо Сора, было совершенно другое мнение. )

Истоки нововведений Агуадо - богатейшие исполнительские традиции испанских народных гитаристов.

Подтверждением этому могут служить свидетельства современников о том, что ногтевым способом пользовался и учитель Агуадо - Miguel Garcia (Basilio), тесно связанный с этими традициями. Однако нововведения Агуадо разделялись далеко не всеми его современниками, они вызывали возражения, прежде всего, сторонников мягкого, бархатного звучания, извлекаемого подушечкой пальца, среди которых был и Фернандо Сор. "Агуадо можно простить использование ногтей лишь за его превосходную игру", - писал Сор. Именно превосходная игра Агуадо положила начало его дружбы с Сором. Дуэт "Два друга", как и "Воспоминание о России", Сор и Агуадо часто исполняли в совместных концертах в Париже, где они жили в течение нескольких лет. В 1831 году французский журнал "La Revue Musicale", сообщая об успехе выступления Сора и Агуадо, писал, как на концерте присутствовало много публики, несмотря на то, что в это же время в Париже давал концерт и Паганини. Сор посвятил Агуадо ещё и "Фантазию", ор.30, а Агуадо Сору - "Фантазию с вариациями". Среди других сочинений Агуадо можно назвать "Блестящие вариации", Аллегро, Менуэты, Анданте, восемь маленьких пьес, Фантазию.

И хотя пьесы Агуадо, как отмечено выше, не являются мировыми шедеврами - их заслуга в другом. В них можно отметить экспериментальные поиски и стремление к внедрению в исполнительскую практику новой техники. "Школа" и этюды Агуадо способствовали закреплению наиболее прогрессивных по тому времени завоеваний в области исполнительского искусства.

"Агуадо был известен использованием ногтей, а Сор выступал против ногтей. Агуадо предпочитал тон Сора, но Сор признал, что Агуадо удалось добиться большей скорости с помощью ногтей."

"Работы Агуадо делятся на 3 категории: 1. Этюды 2. Легкие пьесы для любителей 3. Виртуозные концертные работы. Многие этюды Агуадо - хорошие, короткие пьесы, которые остаются популярными. Однако, некоторые из них могут быть утомительными. Легкие пьесы для любителей состоят в основном вальсов и contradances которые утомительны, хотя несколько очаровательных частей можно отфильтровать."

Из виртуозных концертных работ, Opus 2 "Rondos" выделяется как шедевр - хороший выбор для концертирующих артистов, ищущих достойный и играемый репертуар. Рондо ля минор (с пометкой # 3) является, возможно, самым знаменитым произведением Агуадо, его записывали Дэвид Рассел и другие. Это настоящее произведение - шоу, удовольствие от игры, яркие и интересные (кстати, в оригинальных публикациях неправильно пронумерованные названия - есть на самом деле 3 работы, каждая из которых с медленной и быстрой частями, таким образом, "Рондо # 3" на самом деле Рондо # 2, вторая часть).

В опуса 3 есть несколько коротких, очаровательных работ, в том числе Менуэт, записанный Норбертом Крафтом. Opus 16 Fandango является достойным концертным шедевром, есть отличная запись, Карл Trepat на жильных струнах Торрес. Также опус 15, Менуэт Affandango является исключительным. Оба фанданго относяться к энергичному, огненному испанскому популярному стилю.

Агуадо хорошо известен пропагандой штатив-устройства, удерживающего гитару и тем самым освобождающего игрока от удерживания гитары, и позволяющему инструменту больее свободно вибрировать. Книга Джеймса Уэстбрука показывает фотографии двух принадлежащих Агуадо гитар LACOTE и Laprevotte, которые необычны по внешнему виду и, несомненно, сделаны на заказ для Агуадо. Во-первых, их размеры больше, чем большинство гитар того дня, больше похожи на современную гитару в пропорциях. Во-вторых, Агуадо выступает за современный стиль моста. Агуадо, как известно, использовал гитары от обоих этих компаний, а также известны литографии, где показаны гитары с овальной формы soundhole (резонаторного отверстия), конечно от Laprevotte. Можно предположить, что Агуадо, возможно, играл на ранних гитарах Guadagnini на основе других эскизов. CD, который идет с книгой Уэстбрук особенности выступления Агуадо на LACOTE который был оборудован штативом для Агуадо"