Классическая гитара
  Классическая  гитара

 

  | Главная | Агуадо | Каркасси | Сор | Бах | Мифы | Почта | translate I | translate II

 



И.С.БАХ

Перечислю все прижизненные издания И.С. Баха (в порядке издания) - BWV 825-830 (Партиты), Итальянский концерт BWV 971, увертюра во французском стиле BWV 831, прелюдия и фуга Es-dur для органа BWV 552, хоральные обработки BWV 669-689, дуэты BWV 802-805, Гольдберг-вариации (ария с 30 вариациями) BWV 988, Музыкальное приношение BWV 1079, Канонические вариации для органа на тему рождественского песнопения BWV 769, Шюблеровские хоралы для органа 645-650, Искусство фуги BWV 1080. Это ВСЕ прижизненные издания.

Все остальное, можно сказать - очень условно, конечно, но открыл Мендельсон. Проследим источники, откуда взялось то, что составляет основную часть переложений И.С. Баха для гитары:

Автографы, приписываемые И.С.Баху (черновики и чистовики, различающиеся манерой письма - в чистовиках тщательные горизонтали и вертикали, ровные головки нот и т.д., в черновиках - наклонные линии, "двусмысленное положение нот по высоте", неровные нотные знаки и т.д. Приведу цитату Э.Коэна:"Даже очевидность автографа никогда не может быть решающей:кроме всего прочего, Бах мог копировать произведение другого, так же, как кто-то другой мог копировать его. Говоря по правде, я предпочитаю этого не знать."):

BWV 995 сюита g-moll для лютни

BWV 998 Прелюдия, фуга и аллегро Es-dur для лютни или клавира

BWV 1001-1006 Сонаты и партиты для скрипки соло

BWV 1006a сюита E-dur для лютни

Анна Магдалена Бах:

BWV 1001-1006 Сонаты и партиты для скрипки соло

BWV 1007-1012 Сюиты для виолончели соло

Иоганн Готфрид Вальтер (1684-1748)

BWV 996 сюита e-moll для лютни

Иоганн Фридрих Агрикола:

BWV 996 сюита c-moll для лютни

Иоганн Петер Кельнер:

BWV 999 сюита c-moll для лютни

BWV 1001, 1003-1006 Сонаты и партиты для скрипки соло

BWV 1007-1012 Сюиты для виолончели соло

Официальная история создания произведений для лютни И.С.Баха (по годам):

BWV 995 сюита g-moll для лютни - 1727-1731 - аранжировка виолончельной сюиты BWV 1011

BWV 996 сюита e-moll для лютни - 1708-1717

BWV 997 партита c-moll для лютни - 1737-1741

BWV 998 Прелюдия, фуга и аллегро Es-dur для лютни или клавира - первая половина 1740 годов

BWV 1000 Фуга g-moll для лютни (аранжировка фуги из сонаты для скрипки соло BWV 1001) - 1725

BWV 1006a Партита E-dur для лютни или лютневого клавесина - версия Партиты для скрипки соло BWV 1006

Приведу для примера полностью статью об "Анне Магдалене Бах", "создателе" BWV 995 сюиты g-moll (на гитаре "Сюита 3 a-moll" (обычно больше нравится первый гавот из этой сюиты), и виолончельных сюит BWV 1007-1012, перекладываемых для гитары (Куранта Минами и Сеговии, например), в качестве примера возможной точки зрения на вопрос об их создании:

"Жена одного из величайших композиторов всех времен, Иоганна Себастьяна Баха, возможно является автором некоторых работ, принадлежащих её мужу, сказал австралийский исследователь Мартин Джарвис, профессор Университета имени Чарльза Дарвина. Он представил провокационную теорию на Международный симпозиум по вопросам судебной экспертизы в Мельбурне.

Профессор Джарвис говорит, что Анну Магдалену изображают, как правило, обычной женщиной, способной только рожать детей и аккуратно переписывать рукописи мужа.

«Научные доказательства говорят о том, - говорит он,- что мы не правильно понимаем отношения между супругами» «Хотя мои выводы не могут быть абсолютно точными, но традиционная жалкая роль Анны Магдалены ... это мусор.» Профессор Джарвис, который является художественным руководителем симфонического оркестра в г.Дарвин, говорит, что еще с того времени, когда он был студентом Королевской Академии Музыки в Лондоне в 1970-х годов, он считает, что Баховские виолончельные сюиты не звучат как Бах. «Конечно, в Первой Сюите части короткие и очень простые, хотя бы сравнивая с первой частью скрипичных сочинений. И я не могу понять почему», - сказал он.

Интерес профессора Джарвис усилился, когда он обнаружил надпись на обложке рукописи виолончельных сюит, сделанной владельцем книги. Там было написано следующее по-французски: "Ecrite par Madame Bachen Son Epouse"- «Написано г-жой женой Баха», что всегда истолковывалось, как скопировано Анной Магдаленой, - сказал проф.Джарвис. Профессор Джарвис так же изучал рукописи супругов и разбирал Сюиты, что помогло ему составить свое заключение. Гипотеза профессора Джарвиса является спорной в музыкальном мире и профессор сказал, что он получил изрядное количество писем с ненавистью от тех, кто отвергает его идеи. Но он говорит, что есть и ученые, которые поддерживают его мнение. Одним из них является музыковед из Швеции, который заключил, что виолончельный сюиты не вписываются в другие произведения Баха.

Др.Брайан Фаунд из Общества австралийских и новозеландских судебных экспертов так же оказывал помощь профессору Джарвису с его анализом. Вобщем, это первый случай, когда проф. Джарвис представляет свою работу Сообществу судебных экспертов." http://bigpond.com/news/technology/content/20081004/2382049.asp

Продолжу перечислять не-баховские произведения:

Первая ария пасхальной кантаты "Я знаю, Искупитель мой жив" (BWV 160) Долгое время она и считалась и публиковалась как баховская. Однако тщательный музыковедческий анализ заставил усомниться в авторстве Баха. Было высказано предположение, что ее автором был Г. Ф. Телеман, а Бах лишь переписал ее.

"Иоганн Себастьян Бах" «Страсти по Луке» (BWV 246)

http://en.wikipedia.org/wiki/St._Luke_Passion_(Bach)

"Историками музыки надежно установлено, что И.С. Бах за свою жизнь написал несколько пассионов, два из которых, «Matthaus-passion» и «Johannes-passion», общеизвестны, а остальные, видимо, пропали навсегда, и только реконструкции музыковедов позволяют составить хотя бы некоторое впечатление о них (известна подобная реконструкция утраченных «Страстей по Марку»). Между тем, в стандартном перечне сочинений Баха (BWV) имеется произведение под номером 246, озаглавленное как «Lukas-passion». Относительно их авторства до сих пор ведутся споры. Некоторая часть исследователей (небольшая) считает «Страсти по Луке» ранним, «незрелым» сочинением кантора св. Фомы, чем и объясняется разительный контраст между величием «классических» баховских пассионов и скромным обаянием BWV 246, сочинения, далекого от высот творчества Баха. Версия авторства Баха основана на рукописной партитуре «Страстей по Луке», начатой самим Иоганном Себастьяном и оконченной рукой его сына Карла Филиппа Эммануила. Однако большинство исследователей полагают, что отец и сын просто переписали сочинение другого автора. Когда эту рукопись в начале позапрошлого века приобрел Франц Маузер, собиравший партитуры Баха, он получил от Феликса Мендельсона следующий комментарий: «Мне очень жаль, что Вы потратили столько денег на страсти по Св. Луке. Это бы слишком дорого даже для партитуры сомнительного авторства, но эта уж точно не принадлежит ему… Вы спросите, на каком основании нельзя считать Луку сочинением Себастьяна Баха? Причин несколько… если это действительно сочинение Баха, то меня нужно повесить, и это даже несмотря на то, что партитура безусловно написана его рукой. Но все совершенно ясно – он просто скопировал её…». Несмотря на это, Вольфганг Шмидер включил «Страсти по Луке» в каталог произведений И.С. Баха. Существует несколько версий относительно подлинного автора «Lukas-passion». Одна из них приписывает авторство малоизвестному в наши дни композитору Иоганну Мельхиору Мольтеру (1696-1765). Но и эта гипотеза имеет свои уязвимые места." "Существуют анонимные страсти по Луке, переписанные рукой Баха около 1730 года. Крупный исследователь Баха, Филипп Шпитта, считал их работой самого Баха, написанной в период ранней работы в Веймаре. Швейцер, анализируя доводы Шпитты, не находит их убедительными. Во-первых, кантаты того же периода более совершенны, чем «Страсти по Луке». Во-вторых, автограф Баха на рукописи относится к середине лейпцигского периода. Исходя из этого Альберт Швейцер предполагает, что Бах переписал чужие страсти, чтобы их исполнить. Среди современных исследователей существует консенсус, что эти «Страсти по Луке» скорее всего не являются произведением Баха"

Считавшиеся утерянными «Страсти по Марку» (BWV 247) были реконструированы в XX веке.

BWV 565 - Токатта и Фуга ре минор - "Факты таковы, что структура и мелодические ходы в токкате и фуге очень похожи на оные в прелюдии ре минор (и, до определённой степени, вообще творчестве) Бутштетта, ученика Пахельбеля (об этой прелюдии с уважением пишет даже Апель в "научно-популярной", т.с., "The History of Keyboard Music to 1700"). А фа-мажорный эпизод в фуге BWV 565 идентичен Пахельбелевской ре минорной фантазии (откуда взята и тема фуги). Баховского автографа нет. Существующая копия сделана Ринком, которого неоднократно "ловили" на фальшивках. В тексте тонны фермат, динамики - единственная, насколько я помню, вещь у Баха, где такое есть. Чисто технические проблемы - ответ в субдоминанте (у Баха есть только ещё в двух, кажется, вещах, и там он вынужденная мера), параллельные октавы, квинты. Так что не стоит думать, что Питер Вильямс - полный идиот, и ничего не понимает в музыке. "Проблема BWV 565" существует, и, если не будет найдено дополнительных свидетельств и/или проведено доп. исследований, так и будет существовать. И вообще, проблемы с определением авторства - довольно обычное дело для музыки того времени. Для человека разбирающегося никакой "скандальности" в том, что BWV 565 может оказаться не Баховской вещью - нет." http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=23650&p=490856&viewfull=1#post490856

"К числу загадок баховского творчества относится «Маленький гармонический лабиринт» (BWV591), отличающийся (как явствует из названия) особой смелостью сопоставлений аккордов и тональностей. Главный вопрос — принадлежность этой музыки Баху: возможно, автором сочинения является Иоганн Давид Хайнихен (1683 — 1729). Однако оно, пусть и с оговорками, помещено в Bach-Werke-Verzeicbnis; это, а также сам стиль композиции, свидетельствует в пользу авторства Баха."

Concerto d-moll after Antonio Vivaldi BWV 596 - переложение Вивальди Concerto op. 3 No. 11 d-moll for 2 violins, cello and strings, RV 565

Concerto, en la mineur, pour 4 claviers BWV 1065 - переложение Вивальди Concerto op. 3 No. 10 h-moll for 4 violins, cello and strings, RV 580

BWV594 Concerto in C major (after Vivaldi)

Переложение концерта герцога Саксен-Веймарского, соль мажор, BWV 592 у Баха более полутора десятков переложенных ДЛЯ КЛАВИРА концертов Вивальди и других итальянских мастеров.

Фантазия соль минор, BWV920 - признано, что это не Бах (автор неизвестен)

"Помещённые в первом разделе Фантазия g-moll (BWV 920), Прелюдия и фуга a-moll (BWV 897) и Скерцо d-moll (BWV 844) известны по одному рукописному сборнику (не авторскому). Принадлежность их Баху не является доказанной, однако пьесы представляют бесспорный интерес. Первые два сочинения отличает юношеский напор, увлечённость виртуозностью, импровизационный характер; многое роднит их с токкатами, а также с другими пьесами первого раздела (см. Прелюдию c-moll BWV 921, Фантазию a-moll BWV 922. ..."" (И. С. Бах. Избранные произведения для клавира (в 2-х томах). Составление и редакция Н. Копчевского. Том 1. Москва, "Музыка", 1985 (к 300-летию со дня рождения)

"Австралийский профессор Мартин Ярвис на симпозиуме в Дарвине рассказал о результатах своих исследований манускриптов сочинений Баха. Самым главным результатом стали сомнения в том, что Бах написал виолончельные сюиты. Исследования Ярвиса показали, что, возможно, их написала Анна Магдалена; она же, возможно, имела отношение к первой прелюдии из первого тома ХТК и к арии Гольдберг-вариаций. Мнения там разделились - Йо Томита, например, удивления не высказал. Что стало с этим открытием? По идее, через несколько месяцев должна была быть опубликована крупная работа Ярвиса на эту тему - может, кто-нибудь что-нибудь об этом слышал? А может, находки уже опровергнуты?"

http://www.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2006/04/23/nacad123.xml

http://www.abc.net.au/am/content/2006/s1617989.htm

http://edition.cnn.com/2008/SHOWBIZ/Music/03/03/reconstructing.bach.ap/index.html

"Напомню, что гений имел кучу детей, очень трудную жизнь и никто и никогда не платил ему за сочинительство. При этом при всем гений умудрился написать столько гениальной музыки, что никому, даже получающему за это деньги, и не снилось. То есть объемы просто зашкаливают. Более того, понятия авторства вообще не существовало. Более того, в Германии любой музыкант в то время мог называться Бах, точно как в Греции любой поэт - Гомер. Более того, некоторые пассажи на виолончели или скрипке написаны для инструментов, которые во времена Баха или уже не использовались, или еще не использовались. Специалисты смущенно говорят, что "Бах писал для неизвестного скрипача виртуоза, так как на имеющемся в наличие типе скрипки взять аккорд практически невозможно."

BWV 739 и BWV 764 - оспаривались Келлером и Вильямсом, хотя дошли до нас в "рукописи Баха"

BWV 150 - авторство Баха оспорена Шерингом.

BWV 822 - увертюра g-moll - официально считается, что скорее всего обработка произведения другого композитора.

BWV 820, 832 833 оспаривается в двух важнейших источниках (Mollersche Handschrift и Andreas-Bach-Buch). Возможный автор 833-Бернардо Пасквини

Целый ряд клавирных сочинений Баха идентифицированы как произведения других композиторов - BWV 835 - И.Ф. Кирнбергер, BWV 838 - К.Граупнер, BWV 844а - предположительно В.Ф.Бах. BWV 844 - более поздняя обработка неизвестного композитора из окружения И.К.Киттеля.

BWV 839, 898, 899, 990 - вопрос авторства открыт до сих пор.

Органные транскрипции концертов BWV 592-597 (А.Вивальди и другие мастера)

Концерты BWV 972-987 - аранжировки по заказу принца Веймарского

BWV 534 - Прелюдия и фуга f-moll - автор предположительно Иоганн Кристиан Киттель

BWV 1033 - авторство подвергается сомнению. Версии - К.Ф.Эмануэль, или два ученика И.С. Баха

BWV 1031 - сомнительное авторство.

Высказывались сомнения в аутентичности 2 тома ХТК, ни один полный автограф до нас не дошел.

И это только начало - любое произведение, прижизненно не изданное у Баха можно оспорить в авторстве. То, что мы имеем сегодня под именем Иоганн Себастьян Бах - это, по сути, сборник произведений, написанных в разное время, разным стилем, разными людьми.